Магнитотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Главный военный клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко.
Заслуженный врач России, член-корреспондент Академии МТН Ушаков А. А.

Заболевания сердечно-сосудистой системы во всем мире занимают лидирующее место среди других клинических патологий. Только в СССР было зарегистрировано более 39 миллионов больных в возрасте 20-45 лет, страдавших заболеваниями периферических сосудов.
При этих заболеваниях медикаментозная терапия и оперативное лечение не всегда дают ожидаемого положительного эффекта. Постоянно ведутся поиски новых, эффективных методов консервативной терапии патологии сердечно-сосудистой системы.

Такие физические методы, как электрофорез лекарственных средств, низкочастотная электроимпульсная терапия, токи высокой частоты, изменяющееся барометрическое давление, криотерапия, лазерное излучение и магнитные поля широко применяют в комплексном лечении этой распространенной патологии.

Среди перечисленных физических методов магнитотерапия занимает наиболее важное место. У нее значительно меньше противопоказаний к лечебному применению. Она не вызывает образования интенсивного эндогенного тепла, эффективна уже при малой интенсивности, не нагрузочна, особенно лицам пожилого возраста, оказывает выраженное воздействие на патогенетические механизмы заболевания, дешева, широко доступна для больных в любых лечебно-профилактических учреждениях, а также для лечения больных на дому.
Имеющиеся в литературе работы по магнитотерапии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы В. В. Сердюк обобщил в своей монографии «Магнитотерапия. Прошлое. Настоящее. Будущее» (2004)

Среди первых сообщений об особенностях влияния постоянного магнитного поля (ПМП ) на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы здоровых людей известны работы: Аминогамов с соавторами (1972); Л. Г. Копанинская с соавторами (1974); В. Н. Фитенков и С. И. Аронин (1974); А. М. Демецкин с соавторами (1975); Н. К. Голобокий, А. В. Кротов (1977); В. В. Осипов с соавторами (1977).

У здоровых лиц, работающих с ПМП средних уровней, не наблюдалось изменений длительности фаз сердечного цикла (В. Д. Соболь с соавторами, 1979), отмечена тенденция к уменьшению частоты сердечных сокращений и небольшое повышение артериального давления, не меняя уровня работоспособности человека (Е. А. Перепечкин с соавторами, 1979).
Воздействие на область сердца ПМП и импульсным магнитным полем (ИМП) средней интенсивности вызывает незначительное увеличение ударного объема сердечного сокращения, не оказывает отрицательного действия на функциональное состояние сердца (А. В. Белов с соавторами,1980), (В. В. Осипов, 1982).

Воздействие на сердце ПМП выявляет тенденцию к уменьшению напряжения сердечных мышц за счет фазы изометрического сокращения. Отмечено удлинение фазы изгнания, что свидетельствует об улучшении внутрисердечной гемодинамики. Усиление сократительной функции миокарда было выражено в первые часы после воздействия ПМП (В. А. Помазкин, 1980).
Опубликованные в литературе материалы свидетельствуют о том, что сердечно-сосудистая система чувствительна к действию искусственных магнитных полей (МП), а степень выраженности физиологических реакций сердечной мышцы носит компенсаторно-адаптационный характер. Как при общем, так и при местном воздействии МП различных характеристик (А. М. Демецкий,1980). Приведенные материалы подтверждают отсутствие патологических изменений, как в сердечной мышце, так и в организме в целом.
Сам же механизм биологической реакции на действие МП связан с изменениями нейроэндокринных и метаболических состояний, изменениями функций мембран клеток (Н. А. Удинцев и Н. В. Каннская, 1977).

Сосудистая система высокочувствительна к действию МП. Л. М. Лозовецкая с соавторами (1979) сообщила, что ИМП и бегущее магнитное поле (БеМП) оказывают выраженное действие на сосудистую систему здорового человека – происходит усиление тканевого кровотока в месте приложения магнитного индуктора.
А. А. Ушаков с соавторами (2000) опубликовал сообщение, что ИМП средней интенсивности в зоне наложения индукторов, по данным лазерной флоуметрии, оказывает выраженное воздействие на микроциркуляторное русло кожи. Локальный кровоток увеличивается в 2 раза.

В МП активность биологических реакций микроциркуляторного русла значительно возрастает. Наиболее активным вазодилататором является гистамин. Его основные запасы находятся в тканевых базофильных гранулацитах крови. В МП возникает дегрануляция тканевых базофильных гранулацитов, что приводит к высвобождению большого количества гистамина и гепарина.
В. П. Кошевой, И. К. Митякин (1981). Наибольшее значение имеет гистамин, который приводит к раскрытию резервных капилляров и расширению капиллярного русла.
В. Ф. Русяев с соавторами (1976) установил, что ПМП и ПеМП угнетают тромбопластиновую, фибринозную, фибринолитическую активность крови и стимулируют антикоагуляторную активность, ингибируют полимеризацию фибрина. Л. В. Забродина (1979) отметила повышение антикоагуляционных свойств, антитромбиновой и фибринолитической активности крови при воздействии МП малой напряженности.

Исследуя физиологическую активность лейкоцитов А. В. Сосунов с соавторами (1979) установил повышение их биологической активности в качестве одного из факторов гемостаза, играющего важную роль в формировании защитных иммунологических реакций организма.

Исследователи сделали вывод, что МП существенно влияют на клеточное звено гемостаза, изменяя коагуляционный потенциал эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Микрососуды наиболее чувствительны к воздействию МП, что проявляется большей подвижностью сосудистых реакций и участием всех компонентов микроциркуляторного гемостаза.
В. И. Лощилов с соавторами (1980) установил, что воздействие ПеМП повышает мышечную работоспособность, достоверно увеличивает диаметр капилляров, усиливается густота капиллярных петель, что способствует улучшению васкуляризации ткани и повышению их биологической активности.

Б. Н. Жуков с соавторами (1979) сообщил, что после воздействия ПМП на конечности наблюдалось усиление дренажной функции лимфатическогго микроциркуляторного коллектора с активной функцией клапанного аппарата и повышенной сократительностью лимфатических капилляров с длительным последействием МП.
Большую практическую значимость имеет работа американских исследователей V.W.Lin A al (1999). В эксперименте на здоровых добровольцах они показали, что под воздействием МП значительно сокращается время растворения сгустка крови (с 17+/- 1,3 часа до 12 +/- 1,0 часа).

Повышение активности фибринолиза является подтверждением целесообразности применения локальной магнитотерапии для профилактики тромбоза глубоких вен голени.
Таким образом, точкой приложения при локальном применении МП является микрососудистое русло. При этом увеличивается количество активно функционирующих капилляров, возрастает парциальное давление кислорода. Физиологической основой эффекта МП можно считать его направленное воздействие на кислород – мобилизующие и кислородутилизирующие системы в зоне воздействия МП. МП, раскрывая микроциркуляторное русло, тем самым уменьшает дефицит кислорода в тканях, увеличивает окислительные процессы во внеклеточном секторе. Внутрисосудистый выброс активного гепарина способствует дезагрегации в микрососудистых зонах и улучшению тканевой перфузии.

Механизм воздействия МП у кардиологических больных изучали в разное время большое количество отечественных и зарубежных ученых, в том числе Н. П. Лазарев с соавторами (1926), С. Б. Неманова (1948), W. C. Lovengood, M. P. Shintle (1962) и другие. Наиболее раннее сообщение сделали индийские химики S. S. Bhatnagar and R.M. Mathur (1929), установившие, что МП влияет на скорость химических реакций в организме в зависимости от суммы молярных магнитных восприимчивостей промежуточных продуктов обмена веществ. МП ускоряют или замедляют обменные реакции. Особенно чувствительны к МП ферментные системы.

Изучая влияние МП на изменение функций сердечно-сосудистой системы А. М. Вялов (1972) установил, что брадикардия отмечалась у 34%, а склонность к артериальной гипотензии у 34-43% больных. Автор считает, что основой этих реакций является усиление ваготонического эффекта за счет снижения симпатической иннервации, т.е. он подтверждает роль вегетативных и нейрогуморальных взаимодействий в регуляции ответной реакции организма сердечно-сосудистой системы под влиянием МП. М. Н. Уколова с соавторами (1972), Ю. А. Холодов (1982) объясняют это высокой чувствительностью гипоталамуса к действию МП.

ПМП малых уровней магнитной индукции у больных ишемической болезнью сердца (ИБС), гипертонической болезнью (ГБ) снижали уровень артериального давления (АД) при высоких исходных его уровнях. Отмечено улучшение периферического кровообращения. Оптимизация сократителоной способности сердца проявлялась в увеличением внутрисистолического показателя со снижением индекса напряжения миокарда, нормализацией ряда показателей ЭКГ и баллистокардиограммы.В. В. Осипов (1978,1981, 1982); Ю. Л. Монастырский (1981).
Важным звеном патогенеза ГБ на клеточном уровне является нарушение трансмембранного обмена Сa++, процессов его связывания и внутриклеточного распределения.
Дефект кальция ведет к нарушению тонуса гладкой мускулатуры артерий. При воздействии бегущим магнитным полем (БеМП) на больных происходит коррекция обмена Ca++ в мелких артериях и, как следствие этого, нормализация АД (Н. А. Алексеева, 1988; Ф. К. Милославский, 1995).

Слабые магнитные поля влияют на скорость химических реакций, в частности, на трансмембранный транспорт таких ионов, как Ca++ (Ф. С. Барнс, США, 1996).
При воздействии низкоинтенсивным ИМП на грудную клетку в области сердца усиливалось колебание ионов Ca++, создавая эффект ионного параметрического резонанса (Г. Н. Пономаренко, 1998). Нормализация содержания кальция определяла положительное действие магнитотерапии и позволила снизить дозы применяемых лекарственных средств.
В результате проведенного биохимического и иммунологического исследования Е. А. Проскурничий (1999) пришел к выводу, что ИМП обеспечивает получение мембраностабилизирующего, иммуномодулирующего эффектов, а также протекторное влияние на микроциркуляторное звено. Это потенцировало действие применявшихся лекарственных препаратов (магнитофармакологический эффект), что позволило снизить дозу лекарственных средств, сохранив желаемый результат лечения.

Schastagi et ab (1996) в результате проведенных экспериментальных и клинических работ на 2000 больных сделали вывод о механизме действия МП:
— МП оказывают первичный, начальный, быстрый эффект на активные участки нервных структур гладкой мускулатуры стенок сосудов;
— МП первичное, но медленное действие на клетки крови и на их сосудистые эндотелиальные структуры.
Возможно, существует и второй механизм действия МП. Он состоит из влияния на некоторые эндокринные железы, что вызывает изменение обмена белка в организме, в результате чего стимулируется гранулоцитопоэз и связанный с этим выход тромбоцитов в периферический поток крови.

Изучая действие МП на больных ИБС и ГБ Н. А. Кириченко (1979) пришел к выводу, что магнитотерапия не вызывает каких-либо осложнений у больных, в том числе и в системе гемостаза крови МП оказывает гипокоагулирующий эффект. Это проявляется в удлинении времени коалиновой рекальцификации, снижении потребления протромбина, снижение тромбопластиновой активности крови, повышении антитромбиновой активности, повышения уровня свободного гепарина, усиление фибринолитической активности.
Магнитотерапия особенно благоприятно влияет на микроциркуляторный гемостаз: снижает адгезивность тромбоцитов, уменьшает агрегацию тромбоцитов.

Оставить комментарий